Любой цивилизованный спор всегда проходит в несколько этапов. В идеальных условиях спор включает в себя начало (более или менее спокойное обсуждение, но рождается спонтанно), середину (пик, когда спор начинает разгораться, а обсуждение становится более активным), и завершение — относительно спокойный и краткий «разбор полетов» победившей и проигравшей стороны.
На каждом из этих этапов очень важно сохранять спокойствие, не переходить на крик и эмоции — в гневе большинство людей практически не владеет собой, поэтому можно легко допустить какую-нибудь глупую ошибку. Да и о банальном взаимном уважении забывать тоже не стоит — без этого любая, даже самая мирная дискуссия рискует превратиться в плохо контролируемый кавардак. О ходе обсуждений лучше условиться в самом начале — заранее предсказать события довольно тяжело, а устанавливать порядок выступлений, если дело дошло до препирательств и пикировок, тоже нелегко.
Присоединитесь к точке зрения оппонента
Дайте вашему собеседнику понять — вы считаете значимым его мнение, но обладаете и собственными взглядами. Согласившись в начале, можно немного выиграть время — оппонент слышит близкие ему утверждения, поэтому не сразу рвется их оспаривать:
- Я понимаю, насколько для вас важно..., но...
- Я понял вашу позицию, но считаю иначе, потому что...
С осторожностью используйте фразы с отрицанием, и старайтесь их смягчать:
- Это не совсем верно
- Я с этим не полностью согласен
Четко аргументируйте свою позицию
Старайтесь не слишком часто ссылаться на мнение кого-то другого — в противном случае будет казаться, что вы лишь дублируете уже существующие суждения, но не имеете собственных. Вместо этого предоставляйте конкретные факты, одновременно подтверждающие ваши рассуждения и опровергающие доводы оппонента. Если это возможно, не обрывайте речь на полуслове: объясняйте подробно, что именно вы хотите сказать. Зачастую мы говорим так коротко, как будто забываем, что люди не могут читать наши мысли. Поддерживая логическую связь, проводите параллель между суждением и доказательством, говоря:
- Я считаю..., потому что...
- Я думаю, что это не совсем верно, так как...
- Основываясь на..., я хотел бы возразить, потому что...
Если вас перебивают
Попросите разрешения договорить — этот прием срабатывает практически всегда, поскольку так вы более мягко и вежливо (на контрасте с перебивающим) сообщаете, что вас прервали. На какое-то мгновение собеседнику может стать стыдно или неловко, и этого времени, скорее всего, хватит для того, чтобы завершить мысль или даже перехватить нить разговора. Спикер может использовать следующие фразы:
- Разрешите, я закончу..., и затем...
- Я вас услышал, позвольте теперь высказаться мне
Если в споре участвует более двух человек, призвать к порядку может и третья сторона:
- Давайте мы будем говорить по очереди
- Нужно дать возможность высказаться всем
Завершение любых дебатов — это подведение результатов, резюмирование основной сути всего сказанного. Без этого этапа новый спор может начаться с пол-оборота, и никто уже не вспомнит, что было достигнуто в прошлый раз — все начнется с начала. Грубо обрывать дискуссию на пике нельзя — в этом случае вы рискуете поднять вихрь недовольства, который не сумеете сдержать. Заканчивать спор можно только тогда, когда вы убедились, что всем участникам была предоставлена возможность высказаться. В качестве эпилога стоит поблагодарить всех собравшихся за участие в дискуссии. Для завершения используйте фразы:
- Давайте подведем итоги
- Мне хотелось бы поблагодарить вас за активное участие в...
Чтобы отстоять свою точку зрения, можно использовать эти советы.
На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!
30.05.2018 02:07