Человек — это социальное существо, которому необходимо общение. Дети, которые были по каким-то причинам оторваны от общества, с трудом потом могли разговаривать и вести активную жизнь. Причиной этому стало отсутствие умений коммуникации, а также знаний о традициях и особенностях общества. Однако для успешного взаимодействия одних навыков речи не достаточно: необходимо уметь слушать и понимать собеседника.
Что такое активное слушание
Изначально техника активного слушания была предложена Карлом Роджерсом и Ричардом Фарсом для практикующих психологов и психотерапевтов. С ее помощью они должны были устанавливать наиболее эффективный контакт с пациентами. Сейчас эти приемы общения используются повсеместно как профессионалами, так и обычными людьми.
Активное слушание помогает сделать общение более осмысленным и результативным. Оно подразумевает стремление людей понять точку зрения друг друга, мотивы, цели, желания и страхи, которые управляют собеседниками. Люди обращают внимание на реакции другого человека, его эмоциональное состояние и руководствуются ими, чтобы сделать коммуникацию наиболее эффективной.
Иными словами, человек, который слушает вас активно, не будет домысливать за вас, делать скоропалительные выводы, перебивать и пренебрегать вашей точкой зрения, игнорировать гнев или слезы.
Как правильно слушать активно
Для того чтобы применить навыки этого вида взаимодействия с людьми, необходимо руководствоваться набором простых правил.
Выбрать подходящие слова. Нужно отчетливо осознавать, в каких отношениях вы находитесь с говорящим, как именно следует к нему обращаться и что в общении является неприемлемым. Это поможет выбрать верные слова, которые покажут собеседнику, что вы его понимаете.
Читать между строк. Один из ключевых моментов активного слушания — это понимание не только вербального оформления высказывания, но и эмоций, чувств, желаний и страхов, которые стоят за ним. Для этого нужно обращать пристальное внимание на мимику, жесты и позу собеседника, его настроение и реакцию на ответ.
Повторять или перефразировать. Повтор мыслей собеседника помогает лучше понять главную идею высказывания человека, позволяет правильно реагировать на его высказывания, а также формировать у себя в голове грамотный и логичный ответ.
Сосредоточиться на диалоге. Не нужно отвлекаться на звонки и сообщения, если для этого нет особенной необходимости, иначе можно упустить что-то важное. Вы также рискуете показать человеку, что вам скучно с ним общаться и вы не очень озабочены вопросом разговора.
Сохранять зрительный контакт. Невозможно создать доверительную атмосферу, если один из людей смотрит в экран телефона или компьютера. Нужно показать человеку, что он полностью владеет вашим вниманием, а лучше всего это получается при зрительном контакте.
Как активное слушание поможет располагать к себе людей
Активное слушание свойственно людям, которые имеют очень хорошие личностные границы, поскольку оно основано на самоуважении и уважении к собеседнику. Такие люди избегают обидных слов, обвинений и неуважительных комментариев, они заранее озвучивают свои намерения, несут ответственность за свои слова и действия, не стремятся осудить собеседника, наблюдают за его эмоциональным состоянием.
Поскольку такой вид общения основывается на эмпатии, у человека возникает ощущение, что собеседник давно его знает, интересуется им и его жизнью, он честен и заинтересован в дальнейшем взаимодействии. Как правило, такие люди пользуются всеобщим расположением и вниманием, с ними хочется общаться.
Нередко замечания коллег или начальников воспринимаются как критика личности. Это может зависеть и от неумения людей верно донести информацию и учесть личностные особенности другого человека, и от неумения работника воспринимать критику. Навыки активного слушания помогают правильно интерпретировать замечания и устранять проблемы на рабочем месте.
Активное слушание подразумевает стремление услышать и понять точку зрения собеседника. При этом слушатель не старается сделать поспешные выводы и интерпретировать ситуацию по-своему. Общение становится более приятным для обеих сторон, собеседник хочет выслушать говорящего и наоборот.
Многие отношения между влюбленными или друзьями портятся как раз по причине того, что кто-то не захотел послушать и понять близкого человека, а не выплескивать друг на друга пустые негативные эмоции. Активное слушание мы применяем для тех, кто дорог, чье мнение нам не безразлично и важно, за чье благополучие мы переживаем. Именно поэтому оно и играет такую важную роль в общении.
На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!
03.03.2019 06:56