Бедные и богатые, худые и полноватые, веселые и спокойные — существует огромное количество признаков, по которым мы можем классифицировать того или иного человека. Оказывается, это происходит совсем не случайно, ведь для людей очень важно относить человека к определенной группе. В этом нам помогают механизмы социальной перцепции.
Механизмы социальной перцепции: какие они бывают?
В психологии под механизмами социальной перцепции понимают определенные модели, согласно которым люди оценивают другого человека, а также интерпретируют его поступки и поведение. Обычно мы выделаем особенности отдельного индивида, а также целой группы людей. Существует несколько способов, используя которые человек стремится понять окружающих.
Эмпатия. Когда человек использует метод эмпатии, он стремится прочувствовать эмоции и ощущения другого. Важную роль здесь играет умение сопереживать, постигать эмоциональное состояние окружающих.
Идентификация. Суть такого способа — «проникновение» в сознание другого человека. Иными словами, когда мы идентифицируем себя с окружающими, мы пытаемся представить себя на их месте и взглянуть на ситуацию через призму их точки зрения.
Аттракция. Основой аттракции являются позитивные эмоции, которые появляются у нас по отношению к другому человеку. Видами аттракции обычно называют любовь, привязанность или дружбу. Она во многом зависит от близости людей, их привлекательности друг для друга, сходных точек зрения.
Социальная рефлексия. Люди, которые обладают хорошими способностями к социальной рефлексии, могут предположить, как именно к ним относится их другой человек. При этом в большинстве случаев их предположение будет во многом совпадать с реальностью.
Каузальная атрибуция. Такой способ заключается в «домысливании» за другого человека. Например, мы склонны сами придумывать причины действий окружающих или даже собственных поступков, даже если в реальности они могут быть другими.
Почему мы подсознательно делим людей на группы?
Социальная перцепция предполагает сложные отношения между субъектом, то есть отдельным человеком, а также объектом, которым может быть как другой человек, так и целая группа людей. Мы обычно наблюдаем за поведением и манерами другого, обращаем внимание на его внешний вид, а также стараемся проникнуть в его внутренний мир.
То, как мы познаем окружающих людей, обычно зависит от нашего понимания себя, интерпретации действий партнера по общению, а также точки зрения определенной группы, к которой мы себя относим. Таким образом можно сказать, что особую роль для нас играет мнение коллектива, к которому мы принадлежим. Следовательно, нам важно знать, к какой общности мы можем отнести собеседника.
Именно так мы можем достичь наивысшего уровня взаимопонимания и установить благоприятную атмосферу общения. Для этого мы используем различные способы социальной перцепции, которые помогают нам понять другого человека. Например, мы пытаемся представить себя на его месте или искренне сопереживать ему.
Группа, к которой принадлежит человек, часто несет много ценной информации о нем. Опираясь на нее, нам легче анализировать действия и поведение собеседника. В таком случае нам гораздо проще использовать каузальную атрибуцию, которая формирует в нашем сознании предполагаемые причины, или социальную рефлексию.
Например, профессия помогает нам судить о наличии определенных личностных качеств окружающих. Согласно стереотипам, работники сферы информационных технологий — это интроверты, а вот адвокаты, напротив, является харизматичными и открытыми. Другими словами, группа — это некий стереотип, который несет ценную информацию о человеке, его качествах и образе жизни.
Механизмы социальной перцепции являются незаменимыми при общении с другими людьми, а также при выборе правильной линии поведения в их отношении.
На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!
02.05.2019 00:45