Первое впечатление о рисунке
Обратите внимание: какие цвета использует ребенок, изображены ли лица на действующих персонажах, кто в какой позе стоит и что делает. Первое впечатление позволит подобрать прилагательные, описывающие состояние ребенка на момент создания рисунка. Это может быть яркий, веселый, солнечный и доброжелательный рисунок, а, может, родители будут по разным углам, или сам ребенок будет отдельно от родителей. Каким бы ни был рисунок: в темных или светлых тонах, грустным и тревожным или наоборот, положительно эмоциональным, просто опишите прилагательными эти ощущения и не начинайте паниковать. Ребенок тоже обдумывает информацию и умеет переживать, подсознательно понимая мир взрослых с его внешней стороны. У него может испортиться настроение из-за того, что он потерял любимую игрушку или потому что папа уехал на три дня. Небольшая ссора, даже нашедшая применение, могла попросту его напугать. Он начинает задумываться над всем, как маленький исследователь находя нечто новое почти каждый день. Поэтому состояние ребенка переменчиво. Сейчас он злиться, что мама его отругала и рисует ее страшной, а потом она даст ему вкусную конфетку и ребенок нарисует ее именно такой: дарящей что-то ему.
Кто и как расположен
Конечно же, того, с кем ребенок больше всего любит общаться и к кому испытывает наибольшую симпатию, он поставит рядом с собой на рисунке. Определив главенство в семье, ребенок рисует его обычно первым и самым крупным по размеру. Члены семьи, изображенные спиною к зрителю или в профиль, указывают на не самые близкие отношения с автором рисунка. Учтите, опять-таки, что настроение движет ребенком и он может нарисовать «обидевшего» его родственника в отрицательном свете. Обратить внимание стоит на отсутствие члена семьи или присутствие тех, кого в действительности нет. Дети могут говорить, что кого-то нет, потому что он спит в другой комнате, в командировке или моет посуду, или любой другой предлог, по которому одного из членов семьи нет на рисунке. Тем не менее, это может указывать на недостаток внимания со стороны родственника, обиду ребенка или на то, что ребенок этим родственником не доволен по каким-то причинам. О том же самом говорит не желание раскрашивать кого-то. Если же присутствует кто-то выдуманный, вполне возможно, что ему не хватает общения со сверстниками. Полностью хорошо чувствующий себя ребенок расположит рисунок в центре, а смещение в левую или правую сторону, скорее всего, говорит о его ощущении собственной слабости и ненужности в семье.
Изображение себя
Открытая поза, расставленные руки и ноги, обычно округлый человечек, говорят о об общительности и жизнерадостности. Если фигура слишком крупная, обратите внимание: может быть, это отражение завышенной самооценки или того, что родители слишком много ему позволяют. Закрытая поза с прижатыми к себе и спрятанными руками говорит о некоторой стеснительности и застенчивости, возможно, о проблемах в общении со сверстниками.
Обращайте особое внимание на повторяющиеся из рисунка в рисунок мотивы. Это то, что ребенок с наибольшей вероятностью испытывает и что его тревожит. Будьте внимательными слушателями и если поймете, что рисунок отражает какую-то проблему, просто заинтересовано спросите: что же происходит с главным героем? Почему он делает что-то? При наличии оружия спросите кто и от кого на рисунке защищается. Истории, которые вам расскажет ваш ребенок, тесно связаны с его ощущениями и осознанием ситуации.
Понять ребенка вполне возможно. Не думайте, что он слишком мал, чтобы понимать. Всего доброго
На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!
11.04.2016 00:20