«Эффект Дидро»: почему мы так сильно хотим вещи, которые нам не нужны

Люди современного мира зависимы от своих вещей и от желания приобретать что-то новое. Очень часто мы хотим то, что нам совсем не нужно. Ученые рассказали, почему так происходит и что с этим делать.

Современные люди страдают от «гаджетомании». Мы покупаем ненужные вещи, чтобы повышать самооценку. Пришло время разобраться, как же с этим бороться.

Как работает «эффект Дидро» и почему его так назвали

Представьте себе человека, который беден. У него есть дом, но в этом доме всё старое, хлипкое и некрасивое. Французский писатель Дени Дидро был в таком положении, но в один миг судьба сделала его богаче.

Когда он разбогател, то начал с того, что купил себе одну хорошую вещь. Но очень скоро он уже тратил огромные деньги на обновление всего дома, интерьера, вещей. Он был умным человеком, поэтому смог описать свои ощущения в тот момент. Он сказал, что, как только он купил первую новую вещь, ему показалось, что она очень сильно контрастирует с остальными вещами в доме. Именно поэтому он захотел обновить гардероб, потом занялся убранством дома и в итоге потратил кругленькую сумму вместо того, чтобы пустить эти деньги на что-то более полезное для него.

Дидро понял, что новые вещи сродни вирусу — достаточно появиться в вашей квартире новым обоям, и вот вам уже хочется обновить весь интерьер, потому что с новыми обоями нужна новая мебель, новый пол и прочее. Ученые подтверждают, что каждая новая покупка заставляет человека покупать что-то еще. Большинство желанных вещей нам не нужны. В них нет острой необходимости.

На этот эффект работает так называемая спираль потребления, когда человек, например, решает, что ему нужен компьютер, но вместе с ним он покупает веб-камеру, новую аудиосистему, компьютерный стол, наушники. Многими дополнительными вещами он не пользуется. Например, он не слушает музыку, хотя думал, что будет это делать, поэтому дорогая аудиосистема ему не понадобилась. Веб-камера тоже не нужна, потому что по видеосвязи он говорит по телефону.

То же самое происходит, когда мы покупаем новые джинсы и понимаем, что нам нужны кроссовки. Новый велосипед заставляет купить какие-то аксессуары для него. Новая мебель на кухне заставляет потратить деньги на посуду и так далее. Это и есть «эффект Дидро» и спираль потребления. Многие продавцы и консультанты знают о нем, и поэтому навязывают нам ненужные услуги и товары.

Как нейтрализовать «эффект Дидро»

Достаточно быть внимательными и мыслить объективно. Первая опасность — это реклама. Она является самым главным «раздражителем» и самым важным триггером для большинства людей. Она не дает нам спросить себя: «Нужна ли мне эта вещь?». Реклама сама за вас отвечает: «Да, нужна, ведь с ней вы будете круче».

Чтобы понять, нужна вам вещь или нет, необходимо пообщаться на эту тему с людьми, которым вы доверяете. Не стоит полагаться лишь на эмоции. Есть и другой отличный метод, который позволит гораздо реже совершать ненужные покупки. Если вдруг захотелось что-то купить, нужно просто подождать несколько дней. Если желание купить вещь не пропадет или если не появятся сомнения в ее необходимости, можно идти и смело тратить деньги.

Стремление к минимализму. Постарайтесь сделать так, чтобы в вашей жизни было как можно меньше вещей. Например, если есть две пары кроссовок, то это хорошо, ведь одни можно носить, а вторые будут на замену. Третья пара будет лишней. Если есть одна куртка на зиму, то вторая уже излишество. Если вы почти ничего не храните в холодильнике, потому что едите на работе, то вам не нужен огромный дорогой холодильник. Достаточно купить дешевый и маленький. Если придерживаться здравого смысла и минимализма во всем, можно будет научиться экономить и не покупать то, в чем нет вообще никакой необходимости.

«Купил — отдай». Это очень действенный метод, чтобы избегать накопительства. Покупайте то, что необходимо. Если покупается новая машина, старой места уже нет. На двух ездить невозможно, поэтому вторая — уже излишество. Второй телевизор, второй компьютер — всё это лишнее. Если вещь не очень дорогая, ее можно отдать другу, знакомому, которому она будет действительно нужна. Если человек окружает себя ненужными вещами, он получает все больше и больше соблазнов покупать что-то новое.

«Эффект Дидро» — это одна из причин, по которым у вас не получается откладывать деньги. Желание окружать себя новыми вещами заставляет тратить огромные суммы впустую. Это еще один повод пересмотреть свое отношение к вещам.

На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!

26.08.2020 00:38