Подавляющее большинство людей (во всяком случае, на определенном жизненном этапе) почему-то считает, что высокие или, напротив, низкие оценки, полученные в школе, — прямая констатация уровня интеллекта: двоечник непременно круглый дурак, а отличник — умник, хоть в Гарвард отправляй.
В школе между отличниками и теми, кто довольствуется оценками пониже, как правило, ведутся нескончаемые войны и баталии. Первые язвят и упрекают вторых в глупости и лени, наслаждаясь временным триумфом, ну а вторые в качестве защиты приводят множество «живых» примеров — обычно это известные и добившиеся успеха личности, вынужденные так или иначе прервать свое обучение в пользу собственного дела.
Мы разобрались в ситуации и выяснили, есть ли связь у интеллекта и школьных оценок: ответить на этот вопрос нам помогли школьные учителя и психологи.
Есть ли связь между интеллектом и школьными оценками
В школьной иерархии, как правило, наибольший почет и уважение (во всяком случае, от учителей — реакцию учеников предсказать сложнее) достаются отличникам, то есть тем, кто получает хорошие оценки. Тех же, кто перебивается с двойки на тройку, периодически удивляя родителей вкраплениями четверок, обычно не замечают, и это понятно. Зачем возиться с тихоней, который даже не хорошист, если можно заставить из кожи вон лезть одного-единственного отличника, отсылая его на всевозможные конкурсы и олимпиады, и тем самым зарабатывать уважение уже в своем, учительском кругу?
Отрицать тот факт, что некая зависимость школьных оценок от интеллекта присутствует, было бы, пожалуй, глупо. Тем не менее значение этой зависимости сильно преувеличено: не стоит считать, что ребенку со средним интеллектом никогда не победить на конкурсе или в олимпиаде, которые обычно являются прерогативой отличников.
Если мы не говорим об исключительных случаях, когда, например, имеют место быть определенные проблемы в семье, явно мешающие нормальному умственному развитию ребенка, то возводить в культ интеллект, пожалуй, не стоит: не меньшую роль играет качество образования, которое школа может предоставить.
Не стоит забывать и о субъективизме, характерном, к сожалению, и для сегодняшних реалий: учитель по каким-то личным причинам запросто может за работы, выполненные на одинаковом уровне, поставить совершенно разное оценки.
Что думают учителя и психологи
У психологов несколько иная точка зрения: исследуя результаты различных выборок, психологи в целом подтверждают, что интеллект так или иначе коррелирует с оценками, которые получают учащиеся. Но есть и исключения: по данным исследований, низкие оценки также получали учащиеся с высоким IQ, недостаточно мотивированные для того, чтобы полноценно участвовать в учебном процессе.
Учителя же нередко отмечают другую, достаточно любопытную зависимость: ребенок, стабильно не вылезающий из череды троек или четверок, как правило, привыкает к своему положению и даже не пытается что-либо изменить. Сложно говорить, падает ли интеллект «задавленного» двойками ребенка в течение какого-то периода, но ясно одно: единожды провалившийся хорошист вполне может «скатиться» до троек и до конца обучения в школе так и не подняться на прежний уровень.
Как видите, связь между интеллектом и школьными оценками все же присутствует, но не такая однозначная, какой ее представляет большинство: все несколько сложнее, чем кажется. Психологи это только подтверждают: если дополнительно ознакомиться со специальными исследованиями, можно лишь в очередной раз обнаружить, что в любом правиле всегда есть исключения.
Впрочем, отметки могут оказывать воздействие на вашу жизнь и после завершения чудесных (впрочем, кому как) школьных лет: ранее мы уже рассказывали о том, как школьные отметки повлияли на вашу жизнь.
Расскажите, что по этому поводу думаете вы: есть, по-вашему, связь между школьными оценками и интеллектом, или же нет? Можно ли считать школьные оценки объективными? Почему?
На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!
18.12.2018 04:51