Навязчивая мелодия: почему некоторые песни надолго «заедают»?

Различные мелодии мы слышим везде — в ресторанах и кафе, в парках и на вечеринках друзей. Некоторые из них затем долгое время играют в нашей голове. Почему же это происходит и можно ли бороться с навязчивой музыкой?

Многие сталкивались с тем, что в голове иногда несколько дней играет одна и та же надоедливая песня. Как правило, это сингл с незатейливым текстом, рифмовка из рекламы или какая-то популярная мелодия, которая постоянно звучит по радио. Постоянное присутствие в голове такой музыки в психологии называется «эффектом навязчивой мелодии».

Эти песни — это отражение субъективного музыкального опыта человека. Можно сказать, что это не обязательно сама по себе мелодия, а скорее воспоминание человека об услышанном когда-то и где-то. Психологи выяснили, что чаще всего в памяти остается один самый яркий и прилипчивый фрагмент, длительность которого не превышает двадцати секунд.

Бывает, что мы также начинаем напевать эту песню или воспроизводить ее с помощью подручных средств — постукивания ручкой об стол или притоптывания. Это также способствует тому, что мелодия надолго застревает в нашей памяти. Согласно результатам психологических экспериментов, иногда люди могут воспроизводить такие треки с высокой точностью, делая это неосознанно.

Почему песни надолго заедают?

Специалисты в области психологии выдвигают различные гипотезы относительно того, почему мелодии долго крутятся у нас в голове. Например, есть вероятность, что во всем виновата природная предрасположенность человека к музыке, хороший музыкальный слух, даже высокая восприимчивость и склонность к переживаниям под воздействием услышанной песни. 

Многое зависит от песни, которая «заедает». Такие треки часто отличаются довольно быстрым ритмом, а также характеризуются сменой темпа, тембром голоса вокалиста, громкостью композиции. Новаторские идеи типа необычной аранжировки голоса певца, неожиданных переходов от одной части композиции к другой также влияют на навязчивость мелодии. Необычное место, а также время, когда мы услышали песню, также имеют значение.

В колледже Цинциннати был проведен опрос, в ходе которого ученые выяснили, что 98% студентов хотя бы раз сталкивались с «заевшей» мелодией в голове. При этом большинство респондентов признались, что чаще всего слышали в своем сознании фрагменты песен — таких было почти 74%. Меньшее количество постоянно напевает в голове треки из рекламных роликов — 18%, а 7% чаще всего прокручивают отрывки из инструментальных композиций.

pic

Эффект навязчивой мелодии выгоден для тех исполнителей, которые стремятся продать как можно больше своих записей. Чаще всего навязчивые мелодии сочетают в себе предсказуемость тех песен, которые нацелены на массовость и популярность, а также необычные и самобытные черты. Иными словами, такая музыка не совсем банальна, но при этом прекрасно продается, что выгодно для певцов и музыкальных групп.

Песни также могут «заедать» из-за эмоций, которые с ними связывает человек. К примеру, даже без непосредственного прослушивания композиции человек может легко запомнить то, как пел его друг в приятной обстановке. Это связано с тем, что в такой момент мы становимся очень внимательными, потому что исполнитель — близкий нам человек. Если песня нам нравится, то шанс того, что она прилипнет, гораздо выше, чем если бы мы относились к ней нейтрально.

Можно ли выкинуть песню из головы?

На самом деле о том, может ли человек осознанно контролировать этот процесс, известно мало. Это довольно сложно, потому что такой процесс мало поддается человеческому влиянию.

Это можно показать на примере известного эксперимента. Один психолог собрал группу добровольцев и сказал части из них, что она может думать о белом медведе, а другой части запретил допускать мысли о нем. В результате чем больше люди старались не думать о звере, тем больше они все-таки размышляли о нем. Следовательно, контролировать процессы сознания человек может не всегда.

Один из вариантов — обмануть свое мышление и обратить внимание на какую-то другую мелодию, стихотворение или слоган из рекламы. Для этого подходит любая песня или рифмовка, где можно мысленно проговорить услышанное. В любом случае полностью избавиться от «заедания» это способ не поможет — сознание просто будет прокручивать одну мелодию вместо другой.

Музыка помогает создать определенную атмосферу и настроение, заставляет нас чувствовать грусть и радость. Если человек хочет наслаждаться ее прослушиванием, то навязчивость мелодий ему придется терпеть.

На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!

11.04.2019 00:58