Жулики среди нас: как нас обводят маркетологи, журналисты и рекламщики

Современный мир — это не гармоничное и тихое место. Иногда он похож на поле битвы, где за ваше внимание и деньги постоянно ведут борьбу маркетологи, журналисты и рекламщики. Психологи рассказали о том, как они нас обманывают.

Современный мир не прост: нас хотят обвести вокруг пальца все: маркетологи, магазины, работодатели. Каждому необходимо урвать свою копеечку. Все, что остается нам с вами, — быть внимательнее и не попадаться на удочку. Необходима внимательность, самодостаточность взглядов. Не верьте всему, что говорит интернет.

Обман маркетологов и рекламщиков

Для начала давайте разберемся, чем отличается маркетинг от рекламы. Реклама — это непосредственное привлечение внимания яркими вывесками, слоганами, видео, картинками. Маркетинг представляет собой набор действий для продвижения бренда. Получается, что реклама как бы входит в маркетинг. Это значит, что и цели у них одинаковые — заставить покупать вас как можно больше и чаще.

Самый популярный способ обмана маркетологов и рекламщиков — присвоение товару несуществующих свойств. Например, на многих товарах написано черным по белому: «Сжигает калории». Существуют соки для похудения, йогурты и прочее. Все это, конечно же, не помогает худеть, и даже наоборот. Производители платят штрафы за дезинформацию, а потом снова продают товары под таким слоганом, потому что их прибыли настолько огромны, что позволяют тратить часть средств на штрафы.

Второй прием — изменение формы товара. Это прослеживается везде, начиная от пищевой промышленности и заканчивая автомобилестроением, где автомобилю делают так называемый фейс-лифтинг, меняя немного форму кузова, но продавая его по новой, чуть завышенной цене. Людям нравится все новое, поэтому они все равно всё покупают, но с еще большим интересом.

Третий прием — ложная выгода. Вещи, которые стоят очень дорого, но с огромной скидкой, готовы купить почти все. Если влюбленная пара прогуливается по торговому центру, совершая покупки, а потом видит, например, платье за 10000 рублей, то вряд ли они будут спускать весь бюджет на это платье. Совершенно иное дело, когда висит точно такое же платье точно за такую же стоимость, но рядом написано — скидка 50 %. Люди поймут, что могут купить что-то очень хорошее, но не за 20000 рублей, а всего за 10000.

Также рекламщики и маркетологи обрабатывают наше самолюбие и тщеславие. В своих слоганах они делают покупателям комплименты, чтобы те понимали, что о них заботятся. Например, «всё лучшее — вам», «наши покупатели знают толк в технике» и другие знакомые нам всем варианты.

Иногда производители совмещают позитивные инициативы с пиаром. Например, спонсируют общество по защите животных, но вместо того, чтобы делать это без огласки, из добрых побуждений, они создают рекламу. «Купите наш товар. Так вы сможете помочь животным Севера, программу спасения которых мы спонсируем».

Обман журналистов

21 век — время информационной войны. Побеждает тот, кто сможет убедить людей в своей правде. Журналисты и блогеры пишут статьи и снимают видеообзоры так, чтобы вы хотели их читать снова и снова. Больше читателей или подписчиков — больше денег, больше возможностей.

Первый способ вас заманить статьей или видеообзором — назвать его так, чтобы вы уж точно не прошли мимо. При этом «сенсация!» или «невероятные новости» уже не работают. Людей заманивают содержанием: «Ребенок погиб из-за глупости родителей: как не стоит делать молодым мамам и папам». В статье пишут правду, но так, чтобы она вызывала у вас больше эмоций, а главное — название. Вполне возможно, что родители и не виноваты в трагедии, но это уже никому не интересно, потому что вы кликнули на статью. Современная журналистика любыми способами пытается привлечь внимание, будь то противоречивость, ложь, грубость или провокация.

Второй способ — выдумки в самом тексте статьи. Очень популярно ссылаться на исследования и статистику, которой просто нет. Также очень популярным методом обмана и привлечения внимания является вырывание фраз из контекста. 

Чтобы вас меньше обманывали журналисты и блогеры, старайтесь сравнивать их мнение с мнением других писателей и журналистов. Будьте беспристрастными и не обращайте внимание на то, что вам говорят о случившемся в мире, в стране или в городе. Следите за фактами, а не за оценкой этих фактов писателями-журналистами.

Будьте осторожнее и не забывайте о том, что лжецы и манипуляторы находятся даже среди ваших друзей и коллег. Научитесь распознавать обман на всех уровнях, чтобы вами было сложнее управлять.

На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!

17.01.2020 00:14